Скульптура «Зимняя тройка», Напс Е.И.
  • http://agb-spb.ru/wp-content/uploads/2017/04/IMG_8690.jpg
  • http://agb-spb.ru/wp-content/uploads/2017/04/IMG_8696.jpg
  • http://agb-spb.ru/wp-content/uploads/2017/04/IMG_8699.jpg
Описание

Бронза, литье, патинирование, 1880 год, высота – 18 см, длина — 27,7 см, ширина – 18 см
На подставке (т.н. «земле») воспроизведение подписи автора скульптурной модели, по которой выполнена отливка в бронзе – скульптора Евгения Напса, работавшего в С.-Петербурге в 1870-х годах – начале ХХ века.
Скульптура является оригинальным образцом русской бронзовой скульптуры малых форм (т.н. «кабинетной»). Кабинетная бронзовая скульптура по моделям Е. Напса на национальную тематику была популярна в период с 1870-х годов до 1917 г., как эффектный элемент художественного оформления интерьеров мужских домашних кабинетов в «русском стиле». Представленная композиция является авторской репликой Е. Напса, его интерпретацией с известной работы Е.А. Лансере «Зимняя тройка» (1869 г.)
Напс Евгений Иванович (Эжен-Иоган)
Скульптор-самоучка, реставратор, рисовальщик и живописец. Из семьи прибалтийских немцев. Работал в Санкт-Петербурге. Занимался реставрацией фарфора, мелкой пластики и бронзовой скульптуры для антикваров и коллекционеров. Выполнял редукции (уменьшенные копии) и вариации произведений русских скульпторов для столичных бронзолитейных фирм. В 1878 году в литейной мастерской Смирнова по уменьшенной Напсом модели был отлит бюст Суворова работы В. И. Демута-Малиновского. На раннем этапе творчества Е. Напс не раз пользовался сюжетами Е. А. Лансере и в целом находился под его сильным влиянием, что отражено в таких его скульптурных группах, как «Генерал М. Д. Скобелев на коне» (бронза), «Зимняя тройка» (бронза), «Казак верхом» (бронза). Известные работы Напса — скульптурная группа «Телега с тремя лошадьми и пятью седоками переезжает через мостик» (бронза), статуэтка «Пластун Сайкин в дозоре» (бронза), два парных подсвечника «Фонарщики» (бронза) и чернильница «Дровосек за обедом» (бронза) — широко тиражировались Каслинским и Кусинским заводами в начале XX века. Все известные работы Напса свидетельствуют о его профессиональном владении бронзолитейным искусством.
Существует версия, что под псевдонимом «Напс» работал Евгений Лансере. Работы Напса отливались на бронзовой фабрике Верфеля — конкурента мастерской Ф. Шопена, заключившего с Лансере кабальный договор на длительную перспективу (как оказалось потом — почти на всю жизнь скульптора), работать под своим именем с другими бронзолитейными мастерскими Лансере не мог. Основание для такого предположения — единство стиля, приемов лепки, скудность сведений о реставраторе Евгении Напсе, вечное безденежье многосемейного Лансере и известная склонность к мистификаторству его художественного окружения.

Размеры и вес
Высота – 18 см, длина - 27,7 см, ширина – 18 см.